Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Налоговые новации осени 2017 года – часть вторая

В прошлом материале мы рассмотрели некоторые изменения, внесенные проектом Федерального закона N 274631-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект № 274631-7) в порядок применения специальных налоговых режимов, региональных и местных налогов, НДФЛ. В данном материале мы рассмотрим важнейшие изменения, которые вносятся в главы 21 (НДС) и 34 (Страховые взносы) НК РФ.

НДС

Помимо введения с 2019 года НДС для плательщиков ЕСХН, Законопроект № 274631-7 вносит и другие существенные изменения в главу 21 НК РФ.

Новые налоговые агенты по НДС

Прежде всего, впервые за все время существования данного налога в России, покупателям ряда российских товаров придется выступать в качестве налоговых агентов по НДС. Речь идет о таких товарах, как сырые шкуры животных, алюминий вторичный и его сплавы, а также лом и отходы черных и цветных металлов. Обращаем внимание на то, что с 2018 года отменяется действующее сегодня освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Вводимый в статью 161 НК РФ пункт 8 предписывает покупателям указанных выше товаров – ИП и юрлицам - исполнять функции налоговых агентов по НДС при приобретении или перечислении предоплаты за рассматриваемые товары, за исключением случаев, когда товары приобретаются у неплательщиков НДС. При этом НДС исчисляется налоговым агентом по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7).

Законодатели закрепили в главе 21 НК РФ алгоритм выполнения функций налогового агента при приобретении рассматриваемых товаров, отличный от применяемого налоговыми агентами в иных случаях (например, при приобретении товаров, работ, услуг у иностранного лица). В частности, при приобретении рассматриваемых товаров (перечислении предоплаты) налоговый агент должен получить у продавца счет-фактуру без выделения суммы НДС, содержащую запись (оттиск штампа): «НДС исчисляется налоговым агентом». Такая счет-фактура является основанием для применения налоговым агентом вычета НДС, исчисленного при приобретении рассматриваемых товаров или перечислении предоплаты.

Вводимый в статью 173 НК РФ пункт 4.1 регламентирует порядок уплаты НДС налоговыми агентами при приобретении рассматриваемых товаров (осуществлении предоплаты). НДС в данной ситуации уплачивается налоговым агентом по итогам налогового периода исходя из исчисленной суммы налога, уменьшенной на налоговые вычеты по рассматриваемым операциям.

Изменение порядка обложения НДС услуг в электронной форме, оказываемых иностранными компаниями

В настоящее время организации (ИП), приобретающие услуги в электронной форме у иностранных компаний, обязаны выполнять функции налоговых агентов по НДС (п. 9 ст. 174.2 НК РФ). Причем этот порядок распространяется и на ситуации, когда услугу оказывает иностранное юрлицо, состоящее на налоговом учете в РФ в качестве плательщика НДС. Хотя налоговые органы косвенно разрешают компаниям (ИП) не выполнять функции налоговых агентов при покупке электронных услуг у вставшей на российский налоговый учет иностранной компании (Письмо ФНС России от 26.07.2017 N СД-3-3/5062@), следование таким рекомендациям может привести к налоговому спору.

С 2019 года данная коллизия разрешена, причем разрешена радикально (ст. 174.2 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7). С нового года российские компании (ИП) перестают быть налоговыми агентами при приобретении услуг в электронной форме у иностранных компаний, за исключением ситуации, когда российская компания (ИП) выступает при приобретении услуг в качестве посредника.

Законопроект № 274631-7 также регламентирует вычет НДС покупателями рассматриваемых услуг. Такой вычет будет осуществляться при приобретении электронных услуг у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты за услуги, включая сумму НДС. Для контроля за правомерностью вычета НДС покупателями электронных услуг, ФНС разместит на своем сайте сведения об иностранных организациях, оказывающих услуги в электронном виде, вставших на налоговый учет в РФ  (п. 2.1, вводимый в ст. 171 НК РФ Законопроектом № 274631-7).

Регламентация порядка учета НДС при получении бюджетных средств на осуществление (компенсацию) расходов

Законопроект № 274631-7 уточняет порядок учета НДС при получении налогоплательщиком бюджетных средств на осуществление (компенсацию) расходов. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 170 НК РФ, сумма НДС включается в состав налоговых расходов при приобретении товаров (работ, услуг, основных средств, нематериальных активов, имущественных прав) за счет бюджетных средств в случае, если расходы на приобретение учитываются для целей налогообложения (в т.ч. путем начисления амортизации). При этом, в качестве бюджетных средств рассматриваются не только субсидии, полученные из бюджетов всех уровней (как сейчас - Письмо Минфина России от 13.05.2016 N 03-07-10/27428), но и бюджетные инвестиции, а также случаи, когда бюджетные средства предоставляются на строительство (приобретение) недвижимости с последующим увеличением уставного фонда ГКП (МУП) или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (введенный в ст. 170 НК РФ пункт 2.1).

При получении бюджетных средств, налогоплательщик обязан вести раздельный учет по НДС, в противном случае суммы НДС по расходам за счет бюджетных средств не учитываются для целей налога на прибыль.

При компенсации за счет бюджетных средств ранее понесенных расходов, суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким расходам, восстанавливаются и учитываются в составе налоговых расходов по налогу на прибыль в периоде получения бюджетных средств вне зависимости от того, включена ли сумма НДС в размер перечисленных из бюджета средств. При частичной компенсации расходов бюджетом сумма НДС восстанавливается в доле, рассчитываемой исходя из стоимости товаров (работ, услуг, основных средств, нематериальных активов, имущественных прав) без учета НДС, приобретенных за счет бюджетных средств, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, основных средств, нематериальных активов, имущественных прав) без учета НДС.

Страховые взносы

Законопроект № 274631-7 расширяет объект обложения страховыми взносами в части платежей за отчуждение (использование) прав на результаты интеллектуальной деятельности. Сейчас страховыми взносами (в части обязательного пенсионного и медицинского страхования) облагаются платежи по договорам об отчуждении исключительного права (предоставлении права использования) на ограниченный перечень результатов интеллектуальной деятельности. С 2018 года страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование будут облагаться выплаты по договорам на отчуждение (использование) прав на результаты интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ (пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 420, п. 8 ст. 421 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7). Таким образом, страховыми взносами будут облагаться, в частности, платежи за отчуждение (использование) прав на программы для ЭВМ (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ), которые сейчас освобождены от страховых взносов (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-15-05/36269, Письмо ФНС России от 07.02.2017 N БС-4-11/2190).

Ликвидируется привязка к МРОТ размера страховых взносов ИП, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой (п. 3 ст. 420 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7). Такие лица будут уплачивать страховые взносы в фиксированном размере (ст. 430 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7):

1) на обязательное пенсионное страхование:

- при доходе за расчетный период в пределах 300 000 рублей - в сумме 26 545 рублей в 2018 году, 29 354 рублей в 2019 году, 32 448 рублей в 2020 году;

- если доход превышает 300 000 рублей – в указанном выше фиксированном размере плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Причем страховые взносы в размере 1% от суммы дохода, начиная с 2018 года, нужно будет уплачивать не до 1 апреля (как сейчас), а до 1 июля (п. 2 ст. 432 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7).

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий год.

2) на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей в 2018 году, 6 884 рублей в 2019 году и 8 426 рублей в 2020 году.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в котором приведены виды деятельности, позволяющие плательщикам УСН применять льготные тарифы страховых взносов, корректируется таким образом, чтобы наименования видов деятельности буквально соответствовали терминам ОКВЭД ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Данное изменение призвано снять вопросы соответствия вида осуществляемой деятельности льготируемому перечню, которыми плательщики взносов буквально завалили Минфин, и на которые министерство в последнее время просто перестало отвечать по существу (например, Письмо Минфина России от 12.10.2017 N 03-15-06/66688). Одновременно новый перечень льготируемых видов деятельности существенно расширяется, что позволит применять пониженные тарифы страховых взносов более широкому кругу плательщиков УСН. Так, вновь применять пониженные тарифы страховых взносов смогут турфирмы (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7; Письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-11/12091).

Особо отметим, что данная корректировка законодательства вводится «задним числом» с 2017 года, т.е. ряд плательщиков УСН, подпадающих в связи с поправками под льготные тарифы, сможет вернуть часть уплаченных в течение 2017 года страховых взносов.

Новая редакция п. 6 ст. 427 НК РФ снимает вопросы о правомерности применения пониженных тарифов НКО, применяющих УСН и ведущих льготируемую по пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ деятельность. В текущей редакции рассматриваемой нормы условием применения пониженных тарифов является наличие выручки, облагаемой УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Однако контролирующие органы разрешают в ряде случаев учитывать в составе такой выручки доходы, не облагаемые УСН (Письмо Минфина России от 10.10.2017 N 03-15-06/66041). Законопроект № 274631-7 позволяет с 2017 года учитывать для расчета права на применение пониженных тарифов как доходы, облагаемые УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), так и необлагаемые налогом доходы (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Расширяется перечень оснований для признания расчета по страховым взносам непредставленным. В частности, новая редакция п. 7 ст. 431 НК РФ относит к ошибкам, влекущим признание расчета непредставленным, ситуацию, когда в представляемом плательщиком расчете неверно указана база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Напомним, что действующая редакция п. 7 ст. 431 НК РФ позволяет признать непредставленным расчет, содержащий ошибки только в части исчисленных взносов на обязательное пенсионное страхование.

Выводы

В следующем материале мы рассмотрим изменения, внесенные Законопроектом № 274631-7 в порядок налогообложения прибыли (глава 25 НК РФ), однако уже сейчас понятно, что компаниям следует провести ревизию применяемых налоговых практик с учетом рассматриваемых изменений. Неоценимую помощь в решении данной задачи могут оказать такие востребованные бизнесом услуги аудиторских и консалтинговых компаний, как налоговый аудит и налоговое моделирование.

 

 

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх