Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Налоговые новации осени 2017 года – часть третья

В предыдущих материалах мы рассмотрели важнейшие изменения, внесенные проектом Федерального закона N 274631-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект № 274631-7) в порядок применения специальных налоговых режимов, региональных и местных налогов, НДФЛ, НДС и страховых взносов. В данном материале мы рассмотрим важнейшие изменения, которые вносятся в главу 25 (налог на прибыль) НК РФ. Законопроект № 274631-7 вносит несколько точечных изменений в действующий порядок налогообложения прибыли, а также вводит давно ожидаемую налогоплательщиками опцию «инвестиционного налогового вычета».

 Точечные поправки

Изменение порядка налогообложения отдельных доходов ГУП (МУП)

С 2018 года изменится порядок налогового учета поступлений ГУП (МУП) от собственника или уполномоченного собственником лица. В настоящее время такие поступления не облагаются налогом вне зависимости от их формы: денежной или натуральной (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). С 2018 г. не будут включаться в налоговую базу ГУП (МУП) лишь поступления от собственника (уполномоченного лица) в натуральной форме, а денежные поступления будут включаться в состав налоговых доходов по правилам, установленным для учета субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК РФ). Т.е. денежные поступления ГУП (МУП) от собственников или уполномоченных лиц будут включаться в состав налоговых доходов по мере признания для целей налога на прибыль расходов, осуществленных за счет указанных средств. 

Изменения в налоговом учете безнадежных и сомнительных долгов

В 2018 году появится новое основание для признания долга безнадежным для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 266 в ред. Законопроекта № 274631-7). С нового года безнадежными долгами будут признаваться долги гражданина (включая приобретенные банками права требования к такому гражданину), признанного банкротом, погашенные в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Указанная поправка нуждается в дополнительном толковании, так как непонятно, зачем законодатель выделил особо из состава погашаемых долгов гражданина те из них, права по которым приобретены банками. Возможно, смысл данной поправки состоит в том, что коллекторы не смогут учитывать в составе налоговых расходов списываемые долги по приобретенным ими правам требования к гражданам, признанным банкротами.

В пункт 1 статьи 266 НК РФ внесена поправка, согласно которой при наличии у налогоплательщика дебиторской задолженности одного и того же контрагента с разными сроками возникновения и встречной кредиторской задолженности налогоплательщика перед данным контрагентом, уменьшение дебиторской задолженности на кредиторскую для целей расчета резерва по сомнительным долгам производится начиная с наиболее старого долга контрагента перед налогоплательщиком. Таким образом, ликвидируется лазейка, позволявшая налогоплательщикам, имеющим долги контрагента с разными сроками возникновения и, одновременно, кредиторскую задолженность перед таким контрагентом, вычитать кредиторскую задолженность из наиболее «свежих» долгов, тем самым, увеличивая резерв по сомнительным долгам за счет полного включения в него самых старых долгов контрагента.

Инвестиционный налоговый вычет

Законопроект № 274631-7 реализует на практике давно обсуждавшуюся идею возврата в налоговое законодательство льготы по налогу на прибыль в связи с осуществлением налогоплательщиком капитальных вложений. Однако налогоплательщикам следует заранее оценить все условия применения инвестиционного налогового вычета, установленные законодателем с тем, чтобы не получить проблемы вместо ожидаемого налогового «бонуса».

С 2018 года НК РФ будет дополнен статьей 286.1, посвященной «инвестиционному налоговому вычету», действующему до 2027 года включительно.

Под «инвестиционным налоговым вычетом» (далее – вычет) понимается уменьшение исчисленного налога на прибыль на сумму расходов налогоплательщика (далее – капитальные затраты) на приобретение (создание) основных средств и капвложений в уже имеющиеся основные средства (за исключением расходов на частичную ликвидацию основных средств), осуществленных в соответствующем периоде. При этом учитываются капитальные затраты только в части основных средств, относящихся к 3 – 7 амортизационным группам.

Вычет может быть применен к прибыли, облагаемой налогом по ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ) с момента ввода в эксплуатацию соответствующего объекта основных средств (момента изменения его стоимости в связи с осуществлением работ капитального характера).

Что касается применения вычета к региональной части налога на прибыль, то сам вычет вводится в действие региональным законом, который также устанавливает:

- категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) вычет в региональной части налога на прибыль;

- категории основных средств, которые учитываются (не учитываются) для целей расчета размера вычета.

Вычет в региональной части налога на прибыль ограничен размером в 90% от суммы капитальных затрат данного периода, при этом исчисленный с применением вычета налог на прибыль в региональный бюджет не может быть менее суммы налога, исчисленной без учета вычета с применением ставки 5%. Не использованный в текущем периоде остаток капитальных затрат может быть учтен для расчета вычета в следующих периодах, если иное не установлено региональным законом.

Налогоплательщик вправе применить вычет к налогу, исчисленному к уплате в региональный бюджет как по месту его нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.

Федеральная часть налога на прибыль может быть уменьшена за счет вычета вплоть до нуля, однако вычет в федеральной части налога на прибыль ограничен 10% от суммы капитальных затрат текущего периода.

Налогоплательщик, желающий применить налоговый вычет, обязан зафиксировать его применение с начала нового налогового периода в учетной налоговой политике, при этом вычет применяется ко всем капитальным затратам, расходы на которые учитываются для целей вычета в соответствии с региональным законом. Отказаться от применения налогового вычета можно не ранее чем через 3 года с начала его применения (иной срок может быть установлен региональным законом), внеся соответствующие изменения в налоговую учетную политику.

Если налогоплательщик воспользовался правом применения вычета, то:

- в отношении учтенных для целей вычета основных средств (расходов на капвложения) не применяется «амортизационная премия» (п. 9 ст. 258 НК РФ);

- основные средства и капвложения, учтенные для целей вычета, не признаются в налоговом учете амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ);

- при реализации основного средства, учтенного для целей вычета, до истечения срока его полезного использования, налогоплательщик будет обязан восстановить ранее примененный в отношении данного основного средства вычет и доплатить в бюджет налог на прибыль с пенями, при этом можно будет учесть в составе налоговых расходов в периоде реализации рассматриваемого имущества ранее включенные в состав вычета капитальные затраты.

Некоторые категории налогоплательщиков лишены права применения вычета:

- консолидированная группа налогоплательщиков;

- участники региональных инвестиционных проектов;

- резиденты особых экономических зон;

- организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

- участники свободной экономической зоны;

- резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо свободного порта Владивосток;

- участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Рассматривая плюсы вычета, нельзя забывать и про его минусы.

Прежде всего, нужно учесть, что при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен вычет, налогоплательщик должен быть готов представить налоговому органу в пятидневный срок пояснения, первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения вычета (вновь вводимый п. 8.8 ст. 88 НК РФ).

С 2018 года дополнительным основанием признания сделки между российскими налогоплательщиками контролируемой является применение одной из сторон такой сделки вычета (п. 2 ст. 105.14 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7).

Выводы

Изменения, внесенные Законопроектом № 274631-7, требуют осмысления как плательщиками НДС и налога на прибыль, так и компаниями (ИП), применяющими спецрежимы. Напомним, что часть налоговых изменений вступит в силу «задним числом» - с 2017 года. Максимальный положительный эффект от налоговых поправок для бизнеса может быть достигнут с использованием таких востребованных услуг, как налоговый аудит и налоговое моделирование деятельности компании (ИП) с учетом рассмотренных нами изменений в налогообложении.

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх