Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Возможности, риски и перспективы использования Люксембурга в качестве «налоговой гавани»

Возможности, риски и перспективы использования Люксембурга в качестве «налоговой гавани»

Люксембург является одним из лидеров по привлечению транснациональных компаний на свою территорию. В качестве факторов, способствующих такому положению вещей, можно назвать выгодное географическое положение, политическую и социальную стабильность, высокоразвитую инфраструктуру, репутацию надежного партнера, которому ведущие мировые рейтинговые агентства на протяжении последних лет присваивают наивысший кредитный рейтинг «ААА», а также возможность выйти на общий рынок Европейского союза. Не последнюю роль в данном вопросе играет и наличие благоприятной налоговой системы.

Люксембург является очень значимой юрисдикцией-партнером для России, так как активно используется российским бизнесом для международного структурирования своей деятельности. По данным ЦБ РФ, по состоянию на 01.01.2017 г. объем накопленных прямых инвестиций из Люксембурга в РФ составил 44 634 млн. долл. США. По этому показателю Люксембург занимает 3-е место после Кипра и Нидерландов с долей в 9,6% от общей суммы прямых инвестиций в РФ.

Одним из основных преимуществ Люксембурга является его позиционирование как одного из главных финансовых центров Европы. Так, Люксембург занимает первое место в Европе и второе в мире (после США) по количеству находящихся в стране инвестиционных фондов, в управлении которых по данным Люксембургской ассоциации инвестиционных фондов (ALFI) на 31 декабря 2016 г. находились активы на сумму 3,74 трлн. евро.

Введение в действие российских правил налогообложения контролируемых иностранных компаний, а также имплементация плана BEPS ОЭСР и мер ЕС, направленных на предотвращение злоупотреблений льготными положениями Директив ЕС в области налогообложения (general anti–avoidance rules (GAAR)), привело к значительному снижению с 2015 г. объема прямых иностранных инвестиций из Люксембурга в РФ.

Дополнительным фактором, способствовавшим снижению привлекательности Люксембурга в деловом мире, явился разразившийся в 2015 г. скандал «Люксликс» (LuxLeaks), связанный с разоблачениями люксембургских властей в использовании практики тайных налоговых соглашений для привлечения в страну крупнейших зарубежных корпораций через предоставление им налоговых преференций, не соответствующих законодательству ЕС. В связи с этим правительство Люксембурга вынуждено было принять меры по усилению механизмов регулирования финансового сектора. С 1 января 2015 г. Люксембург присоединился к директиве ЕС об автоматическом обмене информацией между странами ЕС о налогах, выплачиваемых с депозитов нерезидентов, а также обозначил намерение в дальнейшем полностью отказаться от банковской тайны.

Указанные факторы послужили причиной ухода из Люксембурга таких компаний как Apple, Amazon и McDonalds.

Вместе с тем, для нивелирования данных негативных аспектов, Люксембург предпринимает ряд действий по повышению привлекательности своей налоговой системы, включая последовательное уменьшение ставки по налогу на прибыль, расширение случаев применения пониженной ставки налога на дивиденды и др.

В этой связи актуальным является вопрос о возможностях и перспективах дальнейшего использования Люксембурга в целях международного структурирования российского бизнеса.

Основные виды налогов, взимаемых с компаний в Люксембурге

Основными видами налогов, взимаемых с компаний в Люксембурге, являются корпоративный налог на прибыль, налог на собственный капитал, годовой минимальный налог на собственный капитал, налог у источника на дивиденды, годовой регистрационный сбор.

1. Корпоративный налог на прибыль

Налог на прибыль состоит из трех составляющих: собственно налог на прибыль, ставка которого в 2017 году составляет 19%, в 2018 году данная ставка будет снижена до 18%; дополнительный налог на поддержание фонда безработицы, ставка которого составляет 7% от суммы налога на прибыль, а также муниципальный налог на компании, ставка которого варьируется в зависимости от конкретного муниципалитета (средняя ставка данного налога составляет 7,5%, ставка данного налога в г. Люксембург составляет 6,75%). Таким образом, общая ставка корпоративного налога в г. Люксембург составляет в 2017 году 27,08%.

Ниже приведен пример расчета налоговой ставки и суммы налога:

Прибыль

EUR 100.00

Сумма налога на прибыль 19%

(19.00)

Сумма дополнительного налога 7%

(1.33)

Муниципальный налог 6,75%

(6.75)

Прибыль после налогообложения

EUR 72.92

Общая сумма налога

EUR 27.08

Общая ставка налога

27.08%

Доходы от продажи капитальных активов рассматриваются в качестве доходов по обычным видам деятельности и, в общем случае, подлежат налогообложению по стандартной ставке налога на прибыль.

Вместе с тем, доходы люксембургской компании от продажи принадлежащих ей акций, а также в виде дивидендов по принадлежащим ей акциям освобождаются от налогообложения на основании соответствующих правил освобождения от участия (participation exemption rules). Данные правила применяются при одновременном выполнении следующих условий:

- получателем доходов от отчуждения акций, а также дивидендов по акциям, принадлежащим люксембургской компании, выступает полностью налогооблагаемая люксембургская компания или постоянное представительство компании, зарегистрированной в одной из стран ЕС или в юрисдикции, с которой Люксембург имеет соглашение об избежании двойного налогообложения;

- акции компании, которые отчуждает люксембургская компания, или акции, по которым люксембургская компания получает дивиденды, принадлежат люксембургской компании в течение периода не менее 12 месяцев или есть намерение осуществлять владение данными акциями в течение периода не менее 12 месяцев (для дивидендов);

- люксембургская компания, которая получает доходы от реализации акций либо дивиденды, владеет не менее 10% уставного капитала компании, чьи акции реализуются или которая выплачивает дивиденды;

- дочерняя компания, выплачивающая дивиденды в пользу люксембургской компании, является полностью налогооблагаемой в юрисдикции своей инкорпорации и налоговая нагрузка является сопоставимой с аналогичной в Люксембурге, при этом сопоставимой считается долговая нагрузка, если ставка налога на прибыль в соответствующей юрисдикции составляет не менее 10,5%.

2. Налог на дивиденды, удерживаемый у источника выплаты

Стандартная ставка налога на дивиденды, удерживаемого у источника, составляет 15%. Тем не менее, налог не подлежит удержанию или подлежит удержанию по сниженной ставке при выполнении одного из следующих условий:

- акционер – получатель дивидендов владеет не менее 10% акций люксембургской компании в течение не менее 12 месяцев (если на момент выплаты дивидендов срок владения составляет менее 12 месяцев, но у получателя дивидендов есть намерение владеть акциями в течение срока не менее 12 месяцев, то условие считается выполненным);

- более низкая или нулевая ставка налога предусмотрена соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным Люксембургом;

- компания - получатель дивидендов инкорпорирована в одной из стран ЕС и к таким дивидендам применяются положения Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях;

- распределяющая дивиденды компания является инвестиционным фондом, одним из видов специального инвестиционного фонда (SIF), личным инвестиционным обществом (SPF), венчурной компанией (SICAR) или секьюритизационной компанией (см. ниже).

Из вышесказанного следует, что в подавляющем большинстве случаев при выплате дивидендов люксембургской компанией налог на дивиденды у источника выплаты не будет удерживаться, что (наряду с наличием правил освобождения от участия) делает Люксембург одной из наиболее привлекательных юрисдикций для учреждения холдинговых компаний.

Кроме того, налоговое законодательство Люксембурга не предусматривает удержание налога у источника выплаты при перечислении процентов и роялти, что создает благоприятные условия для регистрации в Люксембурге кондуитных финансовых и лицензионных компаний.

3. Годовой минимальный налог на собственный капитал (annualminimumnetwealthtax)

С 1 января 2016 г. годовой минимальный налог на собственный капитал заменил прежний минимальный налог на прибыль компаний. Данный налоговой режим применяется, в частности, к секьюритизационным компаниям, венчурным компаниям (SICAR), кондуитным финансовым компаниям. Налог взимается по следующим ставкам:

- в размере 4 815 евро в год, если сумма финансовых активов, обращающихся ценных бумаг, а также дебиторской задолженности, относящейся к взаимозависимым компаниям, превышает 90% от суммы валюты баланса и, одновременно, величину в 350 тыс. евро;

- в размере от 535 до 32 100 евро в год в зависимости от валюты баланса - в остальных случаях.

Отметим, что сумма данного налога уменьшается на величину обязательств по налогу на прибыль за предшествующий год.

4. Налог на собственный капитал (netwealthtax (NWT))

Налог на собственный капитал взимается со стоимости чистых активов на 1 января. Стоимость чистых активов может быть уменьшена на стоимость акций, подпадающих под категорию квалифицированного участия. Под квалифицированным участием понимается владение более 10% акций дочерней компании. Сумма NWT может быть уменьшена на сумму налога на прибыль за предыдущий год путем создания резерва NWT.

Ставка налога составляет 0,5% от стоимости чистых активов - при величине чистых активов до 500 млн. евро, ставка 0,05% применяется к стоимости чистых активов, превышающих эту величину.

5. Годовой регистрационный налог (subscriptiontax)

Годовой регистрационный налог взимается со стоимости акций определенных типов компаний (см. ниже). Ставка налога зависит от типа компании:

- для личных инвестиционных обществ (SPF) – 0,25%;

- для специализированных инвестиционных фондов (SIF) – 0,01%.

Налоговое регулирование специальных типов люксембургских компаний

  1. Люксембургские инвестиционные фонды

Тремя основными формами специализированных инвестиционных фондов (SIF) в Люксембурге являются: общий договорной фонд (Fond commun de placement - FCP), инвестиционный фонд с переменным капиталом (Société d’Investissement à Capital Variable - SICAV) и инвестиционный фонд с постоянным капиталом (Société d’Investissement à Capital Fixe - SICAF).

Инвестиционные фонды с переменным и постоянным капиталом являются отдельными видами юридических лиц. Так, SICAV является акционерным обществом и обладает переменным акционерным капиталом, соответствующим реальной стоимости фонда. SICAF, в свою очередь, обладает постоянным капиталом.

Данные три вида фондов, имеющих общую аббревиатуру SIF (специальные инвестиционные фонды), освобождены от налога на прибыль корпораций, муниципального налога, а также от налога на собственный капитал (net worth tax). Единственным налогом, которым облагаются данные виды фондов, является годовой регистрационный налог (subscription tax), уплачиваемый по ставке 0,01%. Налоговая база по данному налогу рассчитывается на основе поквартальной стоимости чистых активов фонда. Распределение средств, производимые фондом, не облагается налогами, удерживаемыми у источника выплаты.

Кроме того, к фондам, образованным в форме юридических лиц (SICAV и SICAF), применяются определенные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Люксембургом, в том числе и соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное с Россией (Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993 г., в ред. Протокола от 21.11.2011г.). Например, при выплате из России в пользу люксембургского фонда дивидендов при условии, что фонд владеет не менее 10% акций российской компании и инвестировал в нее не менее 80 тыс. евро, ставка налога на дивиденды, удерживаемого у источника выплаты в РФ, составит 5% вместо обычных 15%. Однако, пониженная ставка не применяется, если доходы российской компании были получены от операций с недвижимостью, расположенной на территории РФ.

Что касается общих договорных фондов, то к ним соглашения об избежании двойного налогообложения не применяются. Исключениями являются соглашения Люксембурга с островами Гернси, Мэн и Джерси, Саудовской Аравией, Сейшелами.

Кроме того, 14 июля 2016 года законодательством Люксембурга был определен такой вид фонда, как альтернативный сберегательный инвестиционный фонд (reserved alternative investment fund - RAIF). RAIF предназначен для информированных инвесторов, под которыми понимаются физические лица, которые либо инвестируют в фонд сумму не менее 125 тыс. евро, либо получили подтверждение банка, инвестиционной или управляющей компании в том, что такие физлица обладают достаточными опытом и знаниями, необходимыми для понимания и управления рисками осуществленных инвестиций.

Для RAIF возможен выбор из двух режимов налогообложения. По умолчанию, режим налогообложения RAIF будет аналогичен режиму налогообложения специализированных инвестиционных фондов (SIF). Для фондов RAIF, осуществляющих высокорисковые инвестиции, предусмотрен альтернативный режим налогообложения. Такой режим аналогичен предусмотренному для венчурных компаний (см. ниже).

Luxemburg1

Комментарии к структуре:

1.      Инвесторы инвестируют свои денежные средства в люксембургский фонд (SIF);

SIF инвестирует денежные средства в капитал SOPARFI (полностью налогооблагаемая люксембургская компания, которая может использовать режим освобождения от участия, а также льготы, предусмотренные налоговыми соглашениями Люксембурга). Это необходимо по той причине, что налоговые соглашения Люксембурга с другими странами не всегда применяются к SIF;

2.      SOPARFI, в свою очередь, осуществляют инвестиции в целевые активы (например, акции иностранных компаний);

3.      Прибыль приобретенных иностранных компаний репатриируется в пользу SOPARFI в форме дивидендов, ставка налога у источника зависит от условий налогового соглашения той или иной иностранной юрисдикции с Люксембургом, дивиденды, полученные SOPARFI, как правило, не подлежат налогообложению в Люксембурге;

4.      SOPARFI осуществляет выплаты дивидендов в пользу SIF, данное перечисление не создает каких-либо налоговых затрат в Люксембурге;

5.      SIF перечисляет денежные средства в виде дивидендов инвесторам, налог у источника согласно законодательству Люксембурга к SIF не применяется;

6.      На уровне инвесторов полученные дивиденды также могут быть освобождены от налогообложения на основании соответствующих правил освобождения от участия.

2. Венчурные компании

Компании по инвестициям в венчурный капитал (Société d’investissementen capital à risque - SICAR), главным образом, используются в качестве финансовых компаний для инвестиций в акционерный или венчурный капитал. При соблюдении ряда условий допускаются инвестиции SICAR в ценные бумаги, котируемые на биржах, а также в недвижимость. Деятельность венчурных компаний регулируется Комиссией по надзору за финансовым сектором Люксембурга.

SICAR могут регистрироваться в форме партнерства с ограниченной ответственностью, а также в форме компании.

SICAR, образованные в форме компании, могут частично зачитывать а счет уменьшения прибыли убытки, полученные при реализации и уценке ценных бумаг. Кроме того, такие SICAR освобождены от налога на собственный капитал и годового регистрационного налога, а также от налога у источника при распределении прибыли. К ним также применяются положения налоговых соглашений, заключенных Люксембургом.

Тем не менее, SICAR, образованные в форме компании, обязаны уплачивать годовой минимальный налог на собственный капитал.

3. Компании, предназначенные для секьюритизации активов

Люксембург является одним из наиболее значимых центров секьюритизации активов. Под секьюритизацией понимается выпуск в свободное обращение ценных бумаг, которые обеспечены правами эмитента на определенные активы (например, правами на дебиторскую задолженность), вместе со связанными с этими активами рисками. Сделки по секьюритизации в целом структурируются таким образом, что компания, обладающая правом собственности на активы, переуступает (передает) права на них в пользу вновь учрежденной специальной компании (SPV), которая, в свою очередь, производит выпуск ценных бумаг (как правило, облигаций). Облигации размещаются среди инвесторов. Денежные средства, полученные от размещения облигаций, передаются SPV в пользу компании – первоначального собственника активов.

SPV в Люксембурге и выступают в качестве секьюритизационной компании. Секьюритизационные компании являются плательщиками налога на прибыль и муниципального налога. Вместе с тем, дивиденды, равно как и проценты, выплачиваемые такой компанией в пользу инвестора, рассматриваются как расходы, принимаемые к вычету при определении налогооблагаемой прибыли.

SPV также освобождены от налога на собственный капитал, за исключением годового минимального налога на собственный капитал.

Luxemburg2

4. Холдинговые компании

Для управления активами единоличного участия без осуществления коммерческой деятельности есть возможность зарегистрировать компанию в виде «личного инвестиционного общества» (Private Asset Management Company (Société de Gestion de Patrimoine Familial - SPF). SPF обязана уплачивать государственный регистрационный налог в размере 0,25%. При этом минимальная сумма налога не может быть менее 100 евро, а максимальная не может превышать 125 тыс. евро. SPF освобождена от уплаты налога на прибыль, муниципального налога, а также налога на собственный капитал.

К SPF не применяются положения налоговых соглашений, заключенных Люксембургом, а также положения Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях. Исходя из этого, дивиденды и проценты, выплачиваемые SPF иностранными дочерними (в том числе и российскими) компаниями могут подлежать налогообложению в стране их инкорпорации.

Вместе с тем, дивиденды и проценты, выплачиваемые SPF в пользу акционеров, не подлежат налогообложению у источника выплаты в Люксембурге, за исключением процентов, выплачиваемых в пользу физических лиц – резидентов Люксембурга.

Еще одним типом холдинговой компании, который наиболее широко используется, является SOPARFI (sociétés de participations financières). SOPARFI представляет собой полностью налогооблагаемую люксембургскую компанию, которая, однако, может использовать режим освобождения от участия (participation exemption rules), а также льготы, предусмотренные налоговыми соглашениями Люксембурга.

Основные изменения налогового законодательства Люксембурга в связи с имплементацией плана BEPS ОЭСР и мер ЕС, направленных на предотвращение злоупотреблений в налоговой сфере (GAAR)

1. Автоматический обмен информацией по предварительным налоговым соглашениям (ATR) и соглашениям о ценообразовании (APA)

В целях соблюдения Директивы ЕС 2015/2376 («DAC 3») в отношении административной помощи по налоговым делам от 23 июля 2016 г. Люксембург, соответствующим образом, изменил свой закон от 29 марта 2013 г. об автоматическом обмене налоговой информацией.

В соответствии с измененным законом, налоговые органы Люксембурга должны обеспечить автоматический обмен следующей информацией:

- обо всех заключенных, измененных или продленных после 2016 г. трансграничных ATR и APA - такой обмен должен происходить в течение трех месяцев после окончания каждого полугодия;

- обо всех существующих трансграничных ATR и APA, заключенных в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г., если указанные соглашения продолжали действовать по состоянию на 1 января 2014 г.;

- обо всех существующих трансграничных ATR и APA, заключенных в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г.

2. Присоединение к стандарту ОЭСР по межстрановой отчетности (CbCR)

13 декабря 2016 года был одобрен закон по введению в действие стандарта CbCR в отношении межстрановой отчетности в соответствии с актом 13 плана BEPS ОЭСР. В соответствии с данным законом, люксембургские материнские (холдинговые) компании, контролирующие транснациональные группы компаний, чей годовой доход превышает 750 млн. евро, обязаны предоставлять межстрановую отчетность в налоговые органы Люксембурга.

3. Введение в законодательство Люксембурга положений по предотвращению налоговых злоупотреблений в соответствии с требованиями ЕС (GAAR)

Начиная с 2016 г., люксембургские правила освобождения от участия не применяются в отношении компаний из других стран ЕС, если выплачиваемые такими компаниями дивиденды были включены в состав расходов в целях налогообложения в юрисдикциях  инкорпорации этих компаний (гибридные финансовые инструменты). Отметим, что ранее гибридные финансовые инструменты широко использовались при структурировании сделок с люксембургскими компаниями.

Кроме того, льготы (преимущества), предусмотренные Директивой ЕС о материнских и дочерних компаниях, не будут применяться к корпоративным структурам или ряду корпоративных структур (корпоративным группам), главной или одной из основных целей которых является получение налоговой льготы и которые не являются реальными (подлинными).

4. Подписание Люксембургом Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI)

В июне 2017 года Люксембург подписал Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (MLI). Среди возможных опций конвенции Люксембург выбрал только одну – тест основной цели (principal purpose test). Суть данного теста заключается в том, что льготные положения соглашения об избежании двойного налогообложения не применяются, если основной целью или одной из основных целей существующей корпоративной структуры и/или осуществленных операций является получение налоговых льгот.

Россия также выбрала в качестве опции MLI тест деловой цели, вместе с тем, в действующем налоговом соглашении между Россией и Люксембургом предусмотрена ст. 29 «Ограничение льгот», которая содержит аналогичные по своей сути определения. Исходя из данного факта, каких-либо значимых изменений после вступления MLI в силу в отношении налогового соглашения между Россией и Люксембурга не ожидается.

Судебная практика

В 2016 г. в отношении налогового соглашения между Россией и Люксембургом было принято значимое судебное решение по спору с участием АО «Банка Интеза» (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 марта 2016 г. по делу № А40-241361/15-115-1953).

Суть дела заключалась в том, что в 2010-2011 годах АО «Банк Интеза» выплачивало проценты по займам, привлеченным в 2005-2008 годах от люксембургской компании Intesa Sanpaolo Holding International S.A. Акционером и банка, и люксембургской компании являлась итальянская компания Intesa Sanpaolo Milan Spa.

В ходе проверки за 2010-2011 гг. налоговая инспекция установила, что итальянский акционер предоставлял люксембургской компании займы, которые шли на финансирование АО «Банк Интеза». Исследовав условия полученных и выданных люксембургской компанией займов, ее финансовую отчетность, пояснения российского банка, а также получив ответы из налоговых органов Люксембурга и Италии, налоговая инспекция пришла к выводу, что к выплаченным процентам по займам нельзя применить налоговое соглашение между Россией и Люксембургом. Следовательно, освобождение процентов от налога у источника выплаты было применено АО «Банк Интеза» неправомерно.

Как известно, в отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения, выплачиваемые из России за рубеж проценты облагаются налогом на прибыль у источника выплаты по ставке 20%. Оспорив в рассматриваемой ситуации применимость российско-люксембургского соглашения, налоговая инспекция могла доначислить налог по этой ставке. Однако инспекция посчитала, что «фактическим получателем» процентов является итальянский акционер люксембургской компании и, соответственно, подлежит применению налоговое соглашение между Россией и Италией. Следовательно, налог у источника выплаты может быть снижен до 10% по российско-итальянскому соглашению.

Выводы

Налоговое законодательство Люксембурга предоставляет широкие возможности для осуществления международного налогового структурирования, особенно это касается структурирования коллективных инвестиций через люксембургские инвестиционные фонды, операций по секьюритизации активов, а также создание холдинговых компаний, кондуитных финансовых и лицензионных компаний.

Вместе с тем, равно как и в отношении других транзитных юрисдикций, ранее активно использовавшихся российским бизнесом для налогового структурирования международной деятельности (Кипр, Нидерланды и др.), в Люксембурге наблюдается ужесточение налогового законодательства в части использования льгот, предусмотренных налоговыми соглашениями, а также Директивами ЕС в области налогообложения, что является общемировой тенденцией.

Так, в Люксембурге были существенно ограничены возможности для налогового планирования с использованием гибридных финансовых инструментов, введены соответствующие нормы, предотвращающие злоупотребление Директивой ЕС о материнских и дочерних компаниях, режим налогообложения объектов интеллектуальной собственности приведен в соответствие с последними требованиями ОЭСР (теперь он распространяется только на объекты интеллектуальной собственности, разработанные собственными силами и не распространяется на торговые марки), Люксембург обязали отчитываться о заключенных трансграничных предварительных налоговых соглашениях и соглашениях о ценообразовании, также в законодательство были имплементированы нормы о межстрановой отчетности.

Вместе с тем, власти Люксембурга пытаются сохранить конкурентоспособность своей налоговой системы. Например, было принято решение о поэтапном снижении ставки по налогу на прибыль, в законодательство введены нормы, позволяющие в большинстве случаев перечислять дивиденды без удержания налога у источника, введены новые типы инвестиционных фондов.

Что касается влияния российских правил контролируемых иностранных компаний, то учитывая, что люксембургские компании, подпадающие под определение контролируемых, в действующих структурах были рассчитаны на получение, прежде всего, пассивных доходов, то такие структуры будут нуждаться в анализе их текущей налоговой эффективности и, при необходимости, в пересмотре.

 

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх