Настроим Ваш бизнес на нужную тональность!

Схемы импорта товаров из Китая, применяемые в РФ

По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) Китай является главным торговым партнером России. За январь — май 2017 года его доля в общем торговом обороте РФ составила 14,2%, что на 0,8% процента больше, чем за аналогичный период 2016 года. На занимающую 2-е место Германию приходится только 8,8 % торгового оборота РФ.

За январь — май 2017 года экспорт товаров в Китай составил 14 855 млн. долларов США, импорт — 16 225 млн. долларов США. Темпы роста экспорта и импорта по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составили 136,9% и 140,9% соответственно.

Структура экспорта в Китай в целом традиционна для РФ: основная доля поставок приходится на минеральное сырье, нефть и нефтепродукты. Так, по данным за первый квартал 2017 г. на долю нефти и нефтепродуктов пришлось 69,78% российского экспорта в КНР (6 246 млн. долларов США), на долю древесины  - 8,19% (732 млн. долларов США), ядерных реакторов, котлов и другого оборудования — 3,78% (338 млн. долларов США).

Структура импорта РФ из КНР в первом квартале 2017 года была представлена в основном машинами и оборудованием - 25,49% (2 416 млн. долларов США), электроникой и электротехникой — 22,45% (2 128 млн. долларов США), одеждой — 6,38% (605 млн. долларов США), обувью — 4,57% (432 млн. долларов США), мебелью — 4,05% (384 млн. долларов США), игрушками и спортивными принадлежностями - 3,06% (290 млн. долларов США).

Организация торговых отношений с Китаем содержит в себе ряд особенностей. Так, при осуществлении экспортно - импортных операций существуют сложности, связанные с таможенным оформлением, наличием на рынке большого числа посредников, нередко значительно завышающих цену на продукцию, проблемы с возвратом экспортного НДС и др.

Кроме того, немалое влияние на ситуацию оказывает так называемый «серый» импорт, характеризующийся занижением таможенной стоимости (количества ввозимых товаров), искажением товарного кода, фальсификацией страны происхождения товара. ФТС РФ предпринимает меры по борьбе с «серыми» схемами импорта (подробнее см. ниже). Хотя официальных данных об объеме серого импорта ни ФТС РФ, ни ЦБ РФ не публикуют, по оценкам экспертов, благодаря, действиям ФТС РФ объем «серого» импорта из Китая мог сократиться в 2016 г. с 50% от общего объема импорта до 30%-40%.

В этих условиях, для российских импортеров оказывается важным построение эффективных с налоговой точки зрения структур для закупки продукции у китайских производителей. Построение эффективной и, в то же время, не противоречащей законодательству торговой структуры позволяет, во-первых, сделать процесс импорта более рентабельным и конкурентоспособным, и, во-вторых, использовать такие структуры как альтернативу «серым» схемам, с которыми, как отмечалось выше, ведется серьезная борьба.

Ввоз товаров в РФ в таможенном режиме импорта

Среди способов ввоза товаров на таможенную территорию РФ выделяют следующие основные схемы:

- белые — абсолютно легальные с уплатой всех таможенных сборов, пошлин и налогов;

- черные — без декларирования и таможенного оформления и, соответственно, без уплаты сборов, пошлин и налогов;

- серые — с занижением таможенной стоимости товаров (количества ввозимых товаров), искажением кода ТНВЭД на товар, а также фальсификацией страны производителя товаров;

- параллельные — ввоз товаров на таможенную территорию без согласия правообладателя торговой марки ввозимого товара.

Что касается «белого» импорта из Китая, то он осуществляется на следующих условиях. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза - ЕТТ ЕАЭС (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012 г.). В настоящее время в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Согласно ЕТТ ЕАЭС средние ставки пошлин на основные группы импортируемых из Китая товаров в 2017 г. составляют:

- в отношении машин и оборудования — от 0% до 12%;

- в отношении электротехники и электроники — от 0% до 15%;

- в отношении обуви — 1,5 евро за пару;

- в отношении одежды — 10%, но не менее 2,2 евро за килограмм;

- в отношении мебели — 15%, но не менее 0,373 евро за килограмм.

Кроме того, при ввозе товаров на территорию РФ, в том числе и из стран — членов ЕАЭС, уплате подлежит НДС по ставке 10% или 18% в зависимости от вида товара.

«Серые» схемы имеют, как уже отмечалось выше, три основные разновидности. Первое - это занижение таможенной стоимости ввозимого груза,  второе — это когда в декларации указывается недостоверная информация об импортируемых товарах,  третье, менее распространённое, — недостоверное указание страны происхождения товара. На практике для поставок из Китая используются все три вида серых схем.

Обращаем внимание читателей, что в настоящем материале мы разбираем схемы "серого импорта" с тем, чтобы указать на риски применения подобных противозаконных схем. 

Для «серого» импорта с занижением таможенной стоимости товаров применяется следующая универсальная схема поставок (возможна вариация ее базового варианта в зависимости от условий поставок). Торговая компания создает цепочку из формально независимых, но реально аффилированных с ней фирм. Последние производят закупку у китайских производителей. В России также регистрируются формально независимые фирмы, заключающие внешнеторговые контракты на импорт в РФ. Российские компании покупают товар у аффилированных зарубежных компаний по заниженной цене для минимизации таможенных платежей и НДС. При этом часть сумм уплачивается неформально как сотрудникам таможенных органов, так и таможенным брокерам и собственникам таможенных терминалов. После таможенной очистки товар перепродается фирмам — однодневкам, которые создаются для осуществления ограниченного числа сделок в течение ограниченного количества времени (до начала налоговых проверок). В свою очередь, эти фирмы продают товар оптовым компаниям по максимальной цене. Центром прибыли при такой схеме выступают фирмы — однодневки. Фирмы однодневки бросаются, а их прибыль по «серым» схемам переводятся назад в аффилированные зарубежные компании через банки, оказывающие «серые» услуги. Оптовые компании поставляют продукцию ритейлерам по рыночным ценам (см. рис. 1)

Рис. 1 Универсальная схема «серого» импорта с занижением цены

China1 

Пример.

Допустим, что партия обуви в количестве 1000 шт. покупается у китайского производителя по цене 7 евро за пару. Первоначально товар закупается у китайского производителя через гонконгскую компанию. Схема импорта, с учетом того факта, что согласно Единому таможенному тарифу ЕвразЭС на обувь установлены специфические ставки таможенных пошлин (для большинства видов кожанной обуви ставка таможенной пошлины составляет 1,5 евро за пару), может включать в себя изменение товарных кодов на продукцию. Так, могут использоваться схемы «перегруз» или подмена таможенной декларации (см. ниже) с целью изменения товарного кода, например, на обувь с меньшей ставкой таможенной пошлины (самая низкая ставка таможенной пошлины на отдельные виды обуви составляет 0,28 евро за пару). Следовательно, сумма подлежащей уплате таможенной пошлины при такой схеме может составить 280 евро вместо 1500 евро при ввозе по «белой» схеме. НДС, подлежащей уплате при ввозе на таможенную территорию РФ составит 1310,4 евро (7280*18%) вместо 1530 евро (8500*18%). Сколь-либо значительной суммы НДС к уплате у импортера – российского юридического лица при перепродаже обуви в пользу компаний – однодневок с учетом того, что суммы «входного» НДС при импорте и при оплате услуг компаниям, аффилированным с таможенниками, будут приняты к вычету, образоваться не должно.

С учетом неуплаты налогов компаниями-однодневками при перепродаже товара оптовикам по рыночной цене, общая сумма незаконного дохода при использовании данной схемы может составлять почти половину закупочной стоимости товара. В итоге, проблемы грозят не только самим организаторам схемы, но и добросовестным покупателям - оптовикам.

Схемы, используемые для изменения товарных кодов, включают в себя, например, схему «перегруз» или подмену таможенной декларации. Схема «перегруз» заключается в том, что перед отправкой груза автомобильным транспортом производитель выдает перевозчику подлинные документы на товар. Однако при пересечении таможенной границы водитель отдает «нужному» сотруднику таможни подменные декларации на товарные позиции, на которые предусмотрены низкие ставки таможенных пошлин. По пути на таможенный терминал он сворачивает на склад, где перегружает товар в другую машину, передает ее водителю подлинные документы, а сам загружает груз, указанный в подменной декларации, и едет на таможенный терминал (см. рис 2).

Рис. 2 Схема «перегруз»

China2 

Подмена таможенной декларации заключается в том, что растомаживание груза производится по фиктивным документам без досмотра груза, а потом перевозчик получает от сотрудников таможни поддельные документы на реально ввозимый груз.

В качестве «серой» схемы для поставки небольших партий товара бытового назначения используется доставка карго. Суть схемы заключается в том, что товар сдается в Китае для перевозки карго-компании, при этом не указывается наименование товара. Карго-компания осуществляет доставку внутри Китая до границы, затем осуществляется переход товара через границу, возможно, например, перевозка грузовиками или с помощью туристических групп. Используется также схема «тушкан», по которой на границе груз из фургона перегружается в личные автомобили (по весу в пределах 100 кг на 1 автомобиль) и перевозится через границу как товары «для личных нужд». Внутри России товар доставляется авиа- или ж/д транспортом до точки назначения.

Кроме того, дорогостоящий товар может доставляться авиатранспортом напрямую из Китая, например, в Таллинн, откуда он автотранспортом доставляется в порт Силламяэ. Из него товар паромом доставляется в порт Усть-Луга, где проходит растаможивание также по поддельным декларациям (см. рис. 3)

Рис. 3 Схема с подменой документов

China3

На рынке существует множество фирм, предлагающих услуги таможенных посредников (брокеров), при этом существуют различные схемы организации доставок. Например, российская компания, предполагающая реализовывать продукцию китайских производителей, может вообще не заключать внешнеторговых контрактов, а заключить обычный договор поставки с российской компанией-перевозчиком. Альтернативной договору поставки является заключение договора комиссии с российской компанией- перевозчиком, по которому последнему поручается заключение внешнеторгового контракта. Российская компания-перевозчик (действуя как покупатель или комиссионер) заключает внешнеторговый контракт с китайским производителем напрямую или покупает товар на китайской интернет — бирже (например, ТАБАО).

Вместе с тем, после выхода Приказа ФТС РФ №280 от 16.02.2016 г. «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках системы управления рисками», наметилась постепенная тенденция отхода от серых схем импорта. Данный документ возлагает персональную ответственность на начальников региональных таможенных управлений и таможен за контроль таможенной стоимости товаров и, фактически, запрещает таможенное оформление грузов, у которых заявлена таможенная стоимость ниже ценовых ориентиров, установленных профилями риска таможенной стоимости (внутренние документы таможни для служебного пользования).

Тем не менее, следует отметить, что, если в России, а также в определенной степени в Беларуси и Казахстане борьбе с серыми схемами импорта в последнее время уделяется пристальное внимание, то ситуация с Киргизией не столь оптимистична. Поэтому в настоящее время распространена практика, согласно которой товар ввозится не через российскую, а, например, через киргизскую таможню, где случается занижение таможенной стоимости товара. Далее товар из Киргизии в рамках единого таможенного пространства попадает в Россию.

Что касается, параллельного импорта, то он связан не столько с уклонением от уплаты таможенных платежей, сколько с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, поэтому в данной статье данная проблема не рассматривается.

Риски, связанные с использованием различных «серых» схем импорта

Действия, совершаемые при сером импорте, являются нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В соответствии со ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, сокрытие от таможенного контроля товаров или придания одним товарам вида других, перемещение товаров с обманным использованием документов или средств идентификации являются административным правонарушением. Предельным административным наказанием виновного может быть штраф в размере трехкратного размера стоимости импортируемых товаров с конфискацией как товаров, так транспортных средств, явившихся орудиями совершения правонарушения.

Таким образом, при использовании серых схем импорта таможенный брокер не может гарантировать (несмотря на частое утверждение обратного) отсутствие рисков, связанных, например, с задержанием и конфискацией товара на таможне.

Кроме того, поставка товара по серым схемам зачастую предполагает оплату товара за границу, минуя уполномоченные банки РФ. Однако начиная с 2015 года ЦБ РФ начал проводить активную политику по ликвидации финансового черного сектора, были отозваны лицензии у ряда региональных банков, что привело к значительному увеличению комиссии за «серые» валютные операции: сейчас она может достигать 9% от суммы платежа.

Нельзя не отметить и два решения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 16 декабря 2015 г. в отношении корректировки таможенной стоимости (дела №А51-32919/2014 и №А51-30666/2014). Согласно позиции ВС РФ, несоответствие цен на декларируемые товары ценовой информации, содержащейся в базах данных ФТС РФ, является достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости, а не только поводом для проведения дополнительной проверки после выпуска товаров. Кроме того, ВС РФ пришел к выводу, что при ввозе товаров по цене, значительно отличающийся от цены сделок с однородными товарами, декларант в соответствии с принципами разумности и осмотрительности, обязан собирать доказательства, подтверждающие указанную им стоимость. Принятие данных решений способствовало увеличению количества дел в отношении корректировки таможенной стоимости, выигранных таможенными органами.

Кроме того, схемы с использованием в цепочке поставок фирм — однодневок могут быть трактованы налоговым органами как направленными исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Так, покупатель товара, проданного компанией-однодневкой, может столкнуться с отказом в учете всех расходов по такой сделке для целей налогообложения.

 

Пушкин Виктор, налоговый консультант

 

 

 

Ко всем публикациям

Актуально для отраслей

Задать вопрос

Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх