Настроим Ваш бизнес на нужную тональность!

Что нужно знать налогоплательщику об автоматическом международном обмене финансовой информацией (CRS)

Что нужно знать налогоплательщику об автоматическом международном обмене финансовой информацией (CRS)

12 мая 2016 года Федеральная налоговая служба от имени России подписала соглашение об автоматическом международном обмене финансовой информацией. Таким образом, Россия присоединилась к Соглашению о применении Стандарта CRS (Common Reporting Standards), одобренному советом Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15 июля 2014 года.  В рамках данного Соглашения ФНС РФ начнет с сентября 2018 г. в автоматическом режиме получать информацию от иностранных налоговых органов в отношении резидентов РФ.

В основе идеи автоматического обмена финансовой информацией лежит закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), принятый в США в 2010 году.  FATCA направлен на предупреждение сокрытия от налоговой службы США доходов, полученных американскими гражданами и компаниями за рубежом. По данному закону финансовые организации стран, подписавших соглашения с властями США, обязаны выявлять и сообщать информацию об американских клиентах либо в налоговые органы США, либо в налоговые органы по месту своей регистрации. Надо отметить, что Россия также присоединилась к этому законодательному акту.

Присоединившиеся к Соглашению о применении CRS страны (на текущий момент их 88, включая Россию), обязуются собирать определенную информацию об иностранных лицах, владеющих счетами на территории присоединившегося государства.

Рассматриваемое Соглашение иногда называют европейским FATCA, однако, очевидно, что CRS примет глобальный характер, т.к. уже сейчас к Соглашению присоединились многие не европейские страны. Вне данного Соглашения должны остаться только юрисдикции, мало привлекательные для ведения бизнеса или хранения накоплений, что еще больше маргинализирует их в глазах мирового сообщества и сделает их окончательно непригодными для использования, по крайней мере, для владельцев капиталов, полученных легальным путем. При этом многие традиционные оффшорные территории присоединились к Соглашению (например, Британские Виргинские острова, остров Мэн).

Подписание Соглашения об автоматическом обмене информацией самое важное, но не единственное условие для такого обмена.

Все присоединившиеся страны должны будут соответствующим образом изменить свое национальное законодательство для целей применения CRS.

Наша страна также не является исключением. Подготовлен проект федерального закона об имплементации CRS, принятие которого даст старт к исполнению требований Соглашения в России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254). Согласно п. 1 ст. 2 данного законопроекта предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2017 года. В таком случае в 2018 году Россия начнет производить автоматический обмен данными с другими странами за 2017 год. Однако с учетом многочисленных замечаний и поправок к законопроекту, скорее всего, закон вступит в силу не ранее 2018 года. Соответственно, обмен информацией начнется с 2019 года. При этом первый обмен информацией в рамках CRS среди стран, входящих в БРИКС, будет произведен Индией уже в 2017 году по итогам 2016 года. Среди других стран, которые будут обмениваться информацией о счетах налоговых резидентов друг друга в этом году такие популярные в России юрисдикции, как: Кипр, Латвия, Эстония и др.  

Источниками и сборщиками информации согласно параграфу A раздела VIII и параграфу А раздела I CRS (http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/standard-for-automatic-exchange-of-financial-account-information-in-tax-matters/common-reporting-standard_9789264216525-5-en#page1) будут финансовые институты присоединившихся стран. К таким финансовым институтам относятся, прежде всего, банки, брокеры, инвестиционные компании, страховщики, депозитарии, МФО и т.п.

Обмен финансовой информацией будет осуществляться не по запросу, а в автоматическом режиме один раз в год по итогам прошедшего года, путем выгрузки в унифицированном виде предусмотренных в стандарте CRS данных в общую базу, к которой будут иметь доступ уполномоченные государственные органы обменивающихся информацией стран. В России это будут органы налоговой и, вероятно, таможенной служб.

Информация будет представляться финансовыми институтами стран, прежде всего банками, по цепочке своим налоговым органам, и далее, посредством автоматического обмена информацией – налоговым органам заинтересованных стран.

Так, ФНС РФ будет получать от российских финансовых институтов информацию об иностранных налоговых резидентах, передавать данную информацию налоговым органам соответствующих стран и, в свою очередь, получать от зарубежных налоговых органов информацию о российских налоговых резидентах.

Общая схема представления информации в рамках CRS следующая:

crs

 

Объем представляемой финансовым институтом информации, согласно параграфу А раздела I CRS, в целом по физическим и юридическим лицам можно увидеть в таблице ниже.

Объект

 

Сведения

Компания

Физическое лицо - бенефициар компании

Остальные физические лица

Имя/наименование налогоплательщика

+

+

+

Юрисдикция, к которой относится налогоплательщик

+

                +                 +

Идентификационный номер

  +  

 

  +  

 +  

Дата рождения

-

   +   

 +  

Место рождения

-

   +   

 +  

Адрес

 +  

   +   

 +  

Номер счета

 

 +  

 

   +   

Наименование финансового института

  +   

  +  

Баланс по счету

 + 

Сумма дохода по счету за отчетный период

 + 

Отметим, что данные по счетам будут предоставляться вне зависимости от даты открытия счетов (до или после присоединения страны к Соглашению).

Порядок применения CRS в отношении физических лиц достаточно понятен. Информация о владельцах счетов в иностранных банках будет передаваться в налоговый орган по месту налогового резидентства владельцев данных счетов. Забегая вперед отметим, что если автоматический обмен информацией по счетам юридических лиц осуществляется только при условии превышения баланса по счету суммы в 250 000 USD на 31 декабря года, за который передается информация, то по счетам физических лиц никаких ограничений не предусмотрено (параграфы А, В, Е раздела V CRS). Информация будет раскрыта по факту открытия данного счета вне зависимости от суммы оборота и остатка на нем. При этом по счетам с остатком свыше 1 000 000 USD информация будет предоставляться в приоритетном порядке.

Порядок применения CRS в отношении юридических лиц сложнее.

Финансовому институту, в котором такое лицо соберется открываться счет, будет необходимо провести экспертизу клиента с целью определения, является ли компания активной или пассивной. CRS предусматривает критерии, позволяющие отнести компанию к активной. Например, к активным компаниям отнесены компании, чьи акции регулярно обращаются на рынке ценных бумаг. Также учитывается структура доходов компании: являются ли они в большинстве (50%) активными или пассивными (дивиденды, проценты, роялти и т.п.). Компании, не прошедшие экспертизу на активность, попадают в категорию пассивных.

Покажем, как будет работать CRS на примере

Господин N, являясь резидентом РФ, открывает иностранную компанию в Польше. Данная компания открывает счет в банке Великобритании. На 31 декабря сумма остатка по счету составит сумму, эквивалентную 500 000 USD. Банк, учитывая положения законодательства Великобритании, отнес компанию к категории пассивных НФО. Таким образом, банк предоставит информацию о компании и ее счете, а также информацию по бенефициару компании в свой налоговый орган.

Далее, налоговый орган Великобритании передаст информацию о компании и ее счете польским контролирующим органам, и информацию о компании, о ее счете и о бенефициаре компании – российским налоговым органам. Повторимся, что в отношении России это будет возможно не ранее 2018 года, когда наша страна станет полноценным участником Соглашения CRS.

Таким образом, налогоплательщикам, имеющим активы за рубежом, нужно готовиться к дополнительному раскрытию информации о таких активах. Введение автоматического обмена информацией может негативно сказаться на российских налогоплательщиках, которые должным образом не сообщили (не отчитались) о наличии у них счетов в иностранных банках, либо о наличии контролируемых компаний, зарегистрированных на территории других государств. Что касается российских компаний, классифицируемых CRS в качестве финансовых, то таким компаниям в течение 2017 – 2018 гг. предстоит серьезная работа по подготовке к применению CRS: осуществление дополнительного Due Diligence своих клиентов (прежде всего, для определения налогового резидентства и классификации компании в качестве активной или пассивной), изменению принципов документооборота и пр.

 

 

 

 

Ко всем публикациям

Задать вопрос

Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх